RSS

29 августа 2016 г.

В Великий Новгород с детьми. Центр музыкальных древностей


Пока мы гуляли по новгородскому детинцу - подошло время обеда. Нас в это время ждали в центре музыкальных древностей. В субботу музей закрыт, но мы созвонились и упросили нас принять. И очень-очень благодарны, что нам пошли на встречу сотрудники этого замечательного и уютного местечка.


Что же это за место такое? Про него ведь практически никто не знает...
Центр этот частный, не государственный. Поэтому и часы работы у него своеобразные для музея: пон, вт,ср, четв, пятн, воскр с 14 до 18. Суббота - выходной. Но, как видите, могут быть исключения из правил. Билет на одного взрослого стоит 200 руб, льготный - 100.

Создан центр благодаря Владимира Ивановича Поветкина - художника, учёного и музыканта. Рассказ об этом человеке и то, что он сделал поразили меня и моих друзей и показали археологию в совсем новом свете. Когда-то в  руки Поветкина попали несколько кусочков дерева, и ему, как художнику, надо было попробовать воссоздать форму целого предмета. Этим предметом оказались гусли. В дальнейшем Владимир Иванович неоднократно восстанавливал из найденных фрагментов целый инструмент. более того, он стал изготавливать копии, макеты тех инструментов, которые воссоздал из исторического материала. Исторические шли в музеи, а на созданных копиях можно было играть.




Только никто не знал, как и что играть на этих гуслях. И Поветкин поехал в Лениград, к музыкантам. Стал их теребить, расспрашивать. Благодаря ему отправились в глубинки исследователи музыки, нашлись живые свидетели того, как пользоваться инструментами.
 - Вы видели такие инстурменты?
 - Да, даже играли...
 - А можете показать, как на них играть?
 - Давно не играл, много лет, но попробую вспомнить...

Руки людей вспомнили, как перебирать струны. И гусли зазвучали. Так осталась в нашей культуре крупинка былой старины.

Для меня этот рассказ был ошеломляющим по многим критериям. Когда я увидела из каких кусочков надо было воссоздать инструмент, который никогда в глаза не видел, я поняла. что такие люди, как Поветкин не просто трудятся, а подвиг совершают.  Мы все собирали пазл. Но создать пазл с большинством недостающих кусочков, представить себе то, что никто до тебя не представлял...

Например инструмент X века - гудок.  Это тоже вид гуслей - а я искренне считала, что это что-то типа дудочки или рожка. Нет, это гусли со смычком. Невероятно понравились моему сыну. Но ведь гудок - это условное название инструмента. так его называем мы, современные люди. надо же как-то называть. А как назывался гудок несколько веков назад так никто и не знает.


Владимир Иванович придумал при восстановлении найденного выделять цветом, то что было найдено, и то, что было сделано заново. Исторические фрагменты, найденные - они темного цвета. Созданные для создания инструмента полностью - белого. Иногда я вижу инструмент. к которому что-то надо доделать... А иногда инструмент, который надо заново придумать.



А вот множество деревянных колобочков с дырочками. Находили их много, а для чего - никто понять не мог. Пока Поветкин не сообразил продеть в дырочку шнурочек и присоединить к найденной доске - получилась колотушка сторожа.




Археологи находили множество подставок под струны, но думали что это просто какое-то украшение....Пока Поветкин, восстанавливая инструмент, не понял назначение этой детали.

А вот дощечки...одна, другая, третья. Додумались соединить ремешком - получилась новгородская трещотка.

Показали нам и множество найденных на раскопах бубенцов. Дети с удовольствием послушали, как бубенцы звенят. Слушать такую длинную лекцию им было тяжело и звон взбодрил их.


Рассказали, как одна женщина помогла решить загадку найденных костей с дырочкой. Она рассказала, что ей в детстве делали такую игрушку-жужжалку. Когда студень варили и вытаскивали мягкие разваренные кости, то отец высверливал в кости дырочку, вдевал нитку. Косточка на нитке закручивалась,а  при раскручивании издавала жужжание. Я вспомнила про такую игрушку тоже, хотя до сих пор она не появлялась в моей памяти... Представляете, как случайность может повлиять на археологические выводы?!

А ещё археологи выяснили, что варган, который у нас ассоциируется с народами севера, широко использовался в Древнем Новгороде.

Сопели и вовсе редкая находка. Хрупкая деревянная трубочка не сохраняется и стоит больших трудов воссоздать её так, как было несколько веков назад.



Ну а в конце наши дети получили заслуженный приз: им позволили поиграть на инструментах. Мальчишки с большим удовольствием перебирали на гуслях струны.  Это макеты найденных и восстановленных инструментов XI и XIII веков. Артёму очень понравился гудок. Он очень долго водил по струнам смычком и не хотел выпускать его из рук.




Очень рекомендую посетить этот центр если вы будете в Новгороде. Рассказ очень интересный, глубокий. Вы откроете для себя нового интересного в археологии и музыке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий