RSS

29 августа 2016 г.

В Великий Новгород с детьми. Детинец


Ах, как меня потянуло опять в Новгород Великий! За свою жизнь я была там раз шесть, и каждое посещение оставляло глубокий след в душе. Каждое путешествие оказалось чем-то памятным. Не все места так меня притягивают, некоторые стираются из памяти, погружаются в дымку: вроде была там, а вспомнить и нечего. Последний раз мы были в Новгороде два года назад, в начале осени. Тёма, конечно же, уже ничего не помнит. Зато я кое-что из того последнего путешествия вынесла: детям малоинтересны памятники истории и архитектуры. Им интересно бегать, прыгать и играть. А целый день ходить, смотреть и слушать - это для взрослых удовольствие. Поэтому я начала думать, как изменить путешествие так, чтобы детям стало интереснее. И родилась небольшая программа посещения. Раньше мы называли бы такое мероприятие игрой по станциям, а сейчас в тренде модное слово "квест".

Сразу скажу - получилось далеко не всё. Но что-то получилось. Самое плохое, что я сделала - решила за два дня обхватить необъятное. Не обхватилось=))) Но буду рассказывать по порядку - и свои задумки, и то что из них получилось или нет. Будет много фото, потому что когда искала в интернете - не могла найти то, что было нужно. Вдруг мои теперь пригодятся кому-то. И скорее всего будет не один пост. И даже не два. Итак...Путешествие началось!


Конечно же знакомство с городом (и не только знакомство) мы начали с посещения новгородского детинца. Почему не крепости? Потому что не было на Руси слово крепость. Было слово детинец. Учёные до сих пор не могут объяснить его происхождение, но одно из встреченных в разных местах такое: детинец от слова деть. Деть что-то или кого-то во время опасности. И это что-то девали за крепостными стенами в случае опасности. Мне такое объяснение кажется притянутым за уши, но оно встречается в книгах, про него говорят экскурсоводы... Об этом я рассказала детям, когда мы шли вокруг крепостной стены ко входу.


Крепостные стены всегда как-то особенно действуют на человека. Они действительно укрывают и как-то умиротворяют, что ли. Чувствуешь себя защищенным, успокоенным, расслабленным. А нам и с погодой повезло - солнышко согревало. Умиротворение полное. Какой тут квест? но...Он подготовлен. Время начинать. Выдала детям по распечатанной карте детинца и пачечку карточек с изображением башен. Подбирала фото долго, искала виды изнутри крепости, а не снаружи. Теперь есть свои, точные, совпадающие с действительностью.
Первое задание - пройти вдоль крепости, найти среди карточек нужную и приклеить на карте. Если карточки данной башни нет - сделать собственное фото.

Карта новгородского детинца и фото башен на ней.

Второе, сопутствующее задание - постараться сделать фото флюгеров башен. Все флюгеры сфотографировать не получилось - мешал солнечный свет и положение флюгеров - никак не разворачивало их плоскостью к нашим фотоаппаратам, стояли боком. Но всё-таки в заданиями мальчишки справились.



Флюгер Златоустовской башни


Златоустовская башня





Покровская башня

Ищем нужную крепость

К сожалению на башню Кокуй - самую высокую в крепостной новгородской стене - мы не попали. она закрыта на реконструкцию примерно на год. Скажем честно, это сильно расстроило, полного удовольствия от посещения крепости не получили.



Башня Кокуй
Флюгер на баше Кокуй


Флюгер Княжей башни

Княжая башня

Флюгер Спасской башни

Когда мы приехали домой и рассмотрели фото, то, благодаря им, увидели, что вряд бы похоже с земли флюгера различны. Вон какие забавные цветочки несёт на себе спасская башня=)

Дворцовая башня
Так мы дошли до дворцовой башни и свернули на дорожку, которая вела к крошечной церкви Андрея Стратилата с необычной историей.

Церковь Андрея Стратилата
Изначально на этом месте был построен большой храм Бориса и Глеба, построенный в 1167-1173гг. Примерно через триста лет храм пострадал от пожара, а через несколько десятилетий на фундаменте построили новый храм, с сооружением отдельного придела Андрея Стратилата (христианский святой, воин-мученик). В смутные времена, когда шведы захватили Новгород, храм сильно пострадал, а в 1682 году обрушился. В дальнейшем разрушенный храм разобрали, а оставшийся целым придел переделали в самостоятельную церковь. Чудны дела Твои, Господи. Мальчики вместе с нами зашли в церквушку (50 руб вход для взрослого), и удивленно рассматривали практически голые стены с остатками настенных фресок. Не привыкли они к таким стенам. Привыкли к украшенным иконами.






Выйдя из церквушки мы продолжили путешествие по детинцу. Я рассказала детям про историю развития колоколен на Руси и выдала карточки с разными видами колоколен (а звонница это тоже колокольня). Надо было сообщить, когда они встретят колокольню и рассмотреть, есть ли она среди карточек. Задание с подвохом, но об этом дальше. Заодно рассказала немного о  тайничных водяных воротах. буквально в двух предложениях.


Так неспешно мы дошли до звонницы. Конечно же дети её узнали, побежали рассматривать колокола. Я рассказала две истории про то, как колокол лишился своих ушей. Первый колокол был наказан указом Ивана Грозного. Когда царь ехал на обедню, звонарь зазвонил в колокол. Конь испугался, и царь чуть не оказался сброшенным. Виновным в сием происшествии был признан колокол, и ему было назначено наказание: быть лишенным ушей. и колоколу отрубили уши, оставив только среднее.


Второй колокол новгородский лишился своих ушей не по злому умыслу. Во время ВОв колокола закопали в землю. Земля топкая, липкая. Когда после войны тяжёлые колокола начали тракторами вытягивать из земли, плотно облепившей тело колокола, ухо не выдержало и оторвалось.


Детям эти истории очень понравились и мы пошли на колокольню, смотреть на Великий Новгород сверху. (Посещение звонницы и путешествие по крепостной стены для взрослого стоит 250 руб). Со стены звонницы открылся вид куполов знаменитого Софийского собора.




Дети получили распечатки с видами куполов. И они должны были определить какого вида купола Софии. Справились быстро - два шлемовидных, остальные луковицеобразные.







Вид на купола и на Волхов с другой стороны очень красивые, и пока дети любовались, я рассказала им легенду про голубя, который сидит на кресте центрального креста Софии.



 Этот голубь - символ Святого Духа. Но легенда гласит, что когда  в 1570г Иван Грозный расправлялся с новгородцами за непокорство и недовольство, то людей убивали так много и так жестоко, что голубь, присевший на крест Софии окаменел от горя, увидев сверху жестокое побоище. С тех пор он там так и сидит.  Позже одному монаху во сне явилась Богородица и сказала, что голубь  охраняет Новгород. И пока голубь не покинет креста Новгород будет храним свыше. Во время ВОв снаряд сбил голубя с купола, и немцы заняли город.

Потом мы пошли прогуляться по крепостной стене. Расказала детям о том, что мостовые в Новгороде мостили сосновыми бревнами. Когда они сгнивали сверху, прям на сгнившие, укладывали новый слой бревен. новгородские мостовые начали мостить в X веке, в то время как в Париже этим занялись в XIIв, а в Лондоне - в XV. Внизу дети увидели памятник какой-то длинной сосиске странного серого цвета. Пришлось рассказать о том, как произошло слово рубль. и как Новгородцы рубили свои деньги. Ведь это был памятник рублю.



 В конце крепостной стены нас опять ждало разочарование. Два года назад посещение стены заканчивалось тем, что мы попадали по стене в башню. В этом году и эта башня закрыта на реконструкцию...На цену билета это не повлияло. Грустно.

Дворцовая башня и вдалеке  - Спасская

Флюгер Дворцовой башни

Вид на Ярославово дворище с крепостной стены

Когда мы спустились, то пошли к Софийскому собору. Но дети уже устали от раннего подъема и жаркого солнца. Поэтому задания и рассказы, которые я приготовила практически не были воплощены.

Вид на Софийский собор и звонницу с Ярославова дворища

Софийский собор
Первое задание касалось Магдебургских ворот, установленных в соборе. Рассказ о них для детей был очень примитивен - это бронзовые двери сделанные вручную в 1153 году в городе Макдебурге. Википедия нам сообщает, что:

 эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну
Ворота великолепны, рассматривать их - подлинное удовольствие. Но дети не знают многие истории Ветхого завета. Зато они точно знают историю Рождества Иисуса Христа. Поэтому задание мальчишкам - найти на воротах два элемента. Первый - волхвы, приносящие дары, второй - бегство Девы Марии с младенцем Иисусом в Египет от царя Ирода. Я была очень рада тому, что дети справились! Не зря я показываю им рождественские спектакли! А ведь найти нужные сюжеты на этих вратах не просто. Не каждый взрослый догадается, что эти три заморенные фигуры - волхвы с дарами.


Магдебургские ворота с изображением библейских сцен

Слева - три волхва с дарами, справа - Богоматерь с младенцем Иисусом,
на ними - рождественская звезда, рядом ангел

Слева встреча Девы марии с Елизаветой,
справа - бегство Девы Марии с младенцем Христом в Египет от царя Ирода
 Ну и, конечно же, я не смогла устоять и обратила внимание детей на ручки дверей. они изображают львиную голову с торчащими из них головами. Дети не смогли предположить символом чего является эта картина. Так что я им сказала, что это ад пожирающий грешников.


Поскольку дети устали, то мы не повели их в собор, а сходили туда сами. Но дети всё же побывали в Софийском соборе на следующее утро. Это был день Успения Богоматери - один из двунадесятых православных праздников.  С одной стороны мы не смогли походить и посмотреть собор - было много народа. С другой - они смогли внимательно рассмотрели икону Успения. А она в соборе очень красивая, большая, значительная и притягивающая взгляд. Я рассказала о сюжете иконы и о празднике. А ещё было много батюшек в красивых одеждах, храм украшен цветами  и дети были этим впечатлены.

 Ещё про одну знаменитую икону Софии - Знамение Богоматери - я им просто рассказала. Хотя изначально планировала дать им репродукцию и попросить найти знаменитую икону. Посмотреть икону не получилось из-за большого количества людей.

В XII веке громадная суздальская рать окружила город Новгород, потребовав сдачи города. Новгородцы молились о спасении. Святитель Иоанн молился три дня, и ему было откровение: взять икону богоматери, вознести на городские стены и пройти с ней крестным ходом. Что и было сделано. Во время крестного хода людей обстреливали и одна стрела попала в лик Богоматери. Тогда икона сама повернулась в сторону города а из глаз лика  потекли слезы. В это же время нападавших окутала тьма и напал на них ужас.Среди суздальцев начались драки. новгородцы открыли ворота и вступили в бой. Суздальцы отступили. А икона была перенесена в софийский храм и стала иконой-заступницей города. Такая красивая история не могла не затронуть детей.



Утром же мы до конца прошли по кругу крепости и посмотрели на оставшиеся башни, потому что накануне не успели это сделать - нас уже ждали в другом месте.

Владимирская башня

Флюгер Владимирской башни

Фёдоровская башня

Митрополичья башня
 Выше я писала, что задание с поиском колоколен было с подвохом. И дети "попались". Они нашли ещё одну колокольню. которая колокольней не является! На территории детинца стоит высокая белоснежная башня, которая называется часозвоней. В верхней части часозвони находятся часы, выходящие на 4-ре стороны света. Они связаны единым механизмом. Каждые полчаса и час колокол отбивал время.


Часозвоня. Вид со двора от Фёдоровской башни

Вот такие приключения и задания были у нас в новгородском детинце. Продолжение нашего путешествие будет позже.


.


2 комментария:

  1. Здорово! Очень познавательно!!! Поездка ещё паломнической получилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо=))) Ты знаешь, а в Новгороде никак по другому не получается...Вся история там связана с историей церквей, ве памятники старины - церкви. Вот пришли в монастырь(позже напишу пост), что там посмотреть? там храм Георгия знаменитый. Чем знаменит? фресками об Георгии Победоносце=))) Приехали на Рюриково Городище...а там только старинная церковь..опять о Боге=)

      Удалить